Воспитательная работа лицея направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора, старший вожатый, социальный педагог и т.п.) реализуют воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым делают лицей воспитывающей организацией. В центре воспитательной работы лицея в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих федеральных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно. Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность нужна, чтобы помочь детям достичь результатов в освоении учебной программы. Внеурочная деятельность помогает ребёнку адаптироваться в школе, помочь ему справиться с нагрузкой и улучшить условия для его развития, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Направления внеурочной деятельности по ФГОС:
- Духовно-нравственное. На таких занятиях в детях воспитывают бережное отношение к природе, патриотическое настроение, моральные нормы. Школьникам могут рассказать, кто такой патриот и почему важно уважать членов семьи и окружающих.
- Физкультурно-спортивное и оздоровительное. Цель таких занятий — поддержать в детях любовь к здоровому образу жизни. Учитель может устроить соревнования класса или эстафеты в спортивном зале.
- Социальное. Это направление внеурочной деятельности учит детей взаимодействовать друг с другом.
- Общеинтеллектуальное. Такая внеурочная деятельность помогает дополнить программу школьного образования и получить более глубокие знания в разных науках. Сюда можно отнести математические кружки или тематические викторины.
- Общекультурное. Благодаря этому направлению дети больше узнают про мировую историю и культуру. В рамках этого направления можно провести фестиваль национальностей и ближе познакомиться с традициями народов, проживающих на территории России.
Практическая реализация цели и задач воспитания в лицее осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы :